Город Канаш и его жители.
История возникновения г. Канаш
Отправить письмо администратору сайта Главная   I   Гостевая   I   Статьи   I   Фотогалерея   I   Доска объявлений   I   Чат
  
Карта города Канаш
Карта города Канаш

История возникновения г. Канаш

      Как известно, город Канаш возник из небольшого поселка Шихраны. А как возникли сами Шихраны? По утверждению историка-краеведа Л.И. Иванова, поселок образовался на основе селения Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, принявший мусульманскую веру. В 1588 г. Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, т.е. с Арской земли, где проживало чувашское население. В писцовой книге Свияжского уезда за 1646-1647 г.г. сказано, что в Атищево в то время было три двора. Спустя сто лет число дворов возросло до 132.
     В конце 17 века из Атищева выделились крестьяне, переселившиеся на территорию нынешнего Комсомольского района, где основали деревню Новое Бикмурзино. Сама деревня Шихраны образовалась в результате второго притока чувашского населения из Казанского уезда в 60-х г.г. 17 века, которая входила в состав Арской дороги.
     В 1781 г. Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево -Шихраны (по "мирскому" Шихраны).
     В 1784 г. здесь проживало 148 человек. К 1796 г. из Атищева -Шихраны выделился околоток Сугайкасы, в 1811 г. - Мурзыванкасы и Огушкасы. В некоторых документах Атищево -Шихраны тоже выступают как Старое Бикмурзино.
     В 1905 - после строительства церкви - Шихраны стали называть селом. В 1917 г. в нем проживала 1447 человек.
     Шихраны в начале 90-х г.г. 19 века, располагались в лесистой местности, богатой дубовыми лесами. В хозяйстве чувашских крестьян ведущее место занимало земледелие. Основными хлебными культурами являлись рожь, овес, которые занимали до половины посевной площади, выращивали картофель. Урожайность зерновых была низкой, вследствие низкого уровня агротехники в засушливые годы хлеб не урождался.
     Важным подспорьем были животноводство, охота, домашние промыслы, под влиянием русских распространялось пасечное пчеловодство.
     Лес давал материал для строительства и на изготовление разных орудий труда, а также топлива.
     Казалась, ничто не изменит быт селян, каким он был уже на протяжении многих лет. На царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который пришелся на 90-е гады ХIХ века. С развитием крупной промышленности и формированием внутреннего рынка расширились и транспортные связи. Tогдa-то и появился проект соединения Москвы с Казанью. Для постройки и эксплуатации новой дороги была создано Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе общества, в качестве председателя, был поставлен крупный магнат фон Мекк.




     В июне 1890 г. в Цивильский уезд была направлена экспедиция по изысканию возможной прокладки железнодорожной линии в пределах Казанской губернии. Трассу будущей дороги избрали через сложившиеся торговые и промышленные пункты, какими являлись старинные города Саранск и Алатырь, хотя были еще три варианта прокладки трассы, но все они предусматривали одно и то же направление от Алатыря до Казани. При выборе направления дороги учитывались лесные богатства и черноземные, богатые хлебом, районы.
     15 июня 1891 г. выходит распоряжение императора России Александра II разрешающее Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги приступить к строительным работам от Рязани до Казани и отчуждать земли, потребные, для сооружения новой железнодорожной линии.
     Эта линия проходила по территории Цивильского уезда, включая земли, где находилось селение Шихраны.
     На постройку намеченной дороги предстояло привлечь большое количество рабочей силы, ибо весь громадный объем работы предстояло выполнить вручную. Акционерному обществу нужна была немалая рабочая сила. Из циркуляра Казанской губернской земской управы в Цивильскую уездную земскую управу по вопросу строительства Рязанско-Казанской железной дороги от 22 августа 1891 г.
     "Строитель Рязанско-Казанской линии Рязанской железной дороги инженер Антонович 11 августа уведомил губернскую управу, что к сооружению Рязанско-Казанской железной дороги будет приступлено осенью текущего года, а именно будут производиться следующие подготовительные работы: рубка и разработка лесов, пересекающих проектированную линию железной дороги, забивка свай и шпунтовых рядов и на мостах, плотничные на них работы, заготовка шпал, развозка шпал и рельсов, заготовка и развозка камня и кирпича, кроме сего будут начаты еще земляные работы.
     Ко всем указанным работам за исключением земляных, будет исключительно привлечено местное население ...
     Но, желая привлечь к возможно широкой степени местное население и к земляным работам, г. Антонович полагал бы производить их на следующих началах: подрядчиков приглашать, по возможности, местных, в виду того, что они шире воспользуются трудом местных рабочих,… лишь в случаях недостатка в местных подрядчиках работы будут сданы пришлым подрядчикам, но сим последним будет вменяться в непременную обязанность производить эти работы преимущественно трудом местных рабочих путем найма их на поденную работу или сдачи работы артелям рабочих сдельно...".
     Засушливый, неурожайный 1891-й год, когда население Поволжья сильно страдало от голода, оказался очень кстати для Акционерного общества: все строительные работы были начаты в тот тяжелый год одновременно по всей трассе будущей дороги, ибо рабочих было предостаточно. Только вот оплата их тяжелого труда производилась по чрезвычайно низким, произвольно установленным расценкам. Как вспоминал житель дер. Малые Бикшихи Н.К. Кириллов, работавший "поденщиком" на строительстве дороги, рабочим не были созданы никаких элементарных бытовых условий. Они, плохо обутые и одетые, как правило, спали под открытым небом, скрываясь от непогоды под деревьями. Питание часто ограничивалось хлебом и водой. Много было больных и вместо уходивших со стройки приходили новые рабочие.
     В ходе строительства дороги на территории Цивильского уезда было принято решение о постройке станции. При ее проектировании в учет ставилось наличие в ближайшем округе ряда крупных сел. И под станцию оказалась наиболее предпочтительней территория вблизи селения Шихраны. Из сообщения начальника Казанского отделения инженера И.И. Житницкого на запрос Цивильской уездной земской управы от 23 июня 1893 г.: " ... Имею честь уведомить, что в пределах Цивильского уезда будут находиться станции: "Урмары" IV класса на 708 версте 425 пи¬кет и "Шихраны" III класса на 671 версте 789 пикет".
     Так появилась станция Шихраны. В 1892 г. был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное здание). В этом же году на станции открылась первая винная лавка, принадлежавшая торговому дому "Братья Таланцевы".
     Новая станция находилась на очень выгодном месте, ибо имела в округе несколько крупных сел и прежде всего село Шихазаны, где еженедельно проходили базары и один раз в год - ярмарка. Торговый оборот базара и ярмарки по тем временам был очень высок. Это и предопределило появлению станции Шихраны.
     В первые годы станция имела примитивное техническое оснащение: путевое хозяйство состояло из одной главной линии, одного разъездного пути и двух небольших Тупиковых путей для постановки вагонов под погрузку и выгрузку. На станции были возведены оборотное паровозное депо на 2 стойла, водонапорная башня, дом для технических служб, где была комната для пассажиров, отдельный дом для жандарма и два небольших дома для проживания служащих дороги. Возле тупиковых путей находились небольшой пакгауз, два хлебных амбара. Площадь, отведенная под станцию, была небольшой: она занимала в длину менее 500 метров. Полезная длина приемо- отправочных путей составляла не более 400 метров. Техническое вооружение станции, как и всей линии, было крайне низкое. Рельсы были уложены старо годные, легковесные, снятые с других участков. Шпалы укладывались без пропитки на мелкопесчаный балласт. Средства связи и сигнализации станции были примитивные.
     22 декабря 1893 г., согласно журналу освидетельствования участка Рязанско-Казанской железной дороги от станции Сасово до стан¬ции Казань, вступила в строй новая железная дорога Сасово- Свияжск, а 15 июня 1894 - Свияжск-Казань.
     С 22 декабря 1893 г. стала функционировать и станция Шихраны, располагавшаяся на линии Сасово- Свияжск. Эта линия была построена за короткий сроки обошлась по оценке того времени "весьма дешево - всего 32 тысячи рублей с версты".
     Пропускная способность дороги была рассчитана на две пары пассажирских или товарно-пассажирских и столько же пар товарных поездов в сутки. Паровозное депо станции Шихраны предназначалось для приема паровозов для мелкого ремонта, отстоя пассажирских и товарных паровозов в суровые зимние времена, чтобы их не заморозить.
     Благодаря завершению строительства дороги заметно ускорилось экономическое развитие районов, по которым проходила эта дорога. И это хорошо прослеживается на примере станции Шихраны.
     До постройки железной дороги район станции Шихраны был богат дубовыми лесами. Ценная древесина хотя и находила сбыт, но вывоз ее был затруднен. Дуб вывозили гужом на Волгу и далее отправляли по воде. Из-за отсутствия удобных путей сообщения другие породы леса и сельскохозяйственные продукты почти не находили выхода на широкий рынок.
     После завершения строительства железной дороги и открытия: станции Шихраны появился удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров. Это вызвало усиленную эксплуатацию лесов, увеличение товарного производства сельскохозяйственных продуктов и положило начало развитию кустарного производства.
     Менялся облик и самой станции. Если в 1891 г. в поселке Шихраны были 4 мельницы, 1 кузница, в которых работало 5 человек (мельницы за год перерабатывали 7200 пудов зерна), то в 1897 г. (по журналу генеральной проверки торгово-промышленных предприятий Цивильского уезда) при станции Шихраны имелись буфет, лавка съестных припасов в здании вокзала мещанки Свешниковой (новый деревянный вокзал был построен в 1896 г:), постоялый двор унтер офицера Филиппова, лавка крестьянки дер. Большие Бикшихи Арефьевой.
     В 1898 г. на станции стали вести закуп зерна через скупочные пункты предприниматели Н.Я. Абалымов, Л.С. Рыжов, А.С. Мочалов, Д. Филиппов, К.Н. Арефьев, Ф. Терентьев и др., всего 9 человек. На станции появились лесные и яичные склады, хлебные амбары. Местные и приезжие купцы скупали по дешевке у чувашских крестьян хлеб, яйца, птицу, строительный лес; дубовую клепку, дрова и всю другую продукцию, которая давала им прибыль. Появились на станции склады и иностранных купцов. Так, в 1899 г. француз Шевалье построил склад для дубовой клепки, а через год открывается предприятие турка Триандафильди по закупке зерна.
     В 1900 г. при станции Шихраны уже 22 купца имели складские помещения по закупке зерна, яиц, клепки. 7 предпринимателей держали лавки, трактир, буфет и 2 мельницы. Приобретает патент на склад дубовых клепок московский купец Д.И. Ксенофонтов.
     Вокруг станции стали возводиться дома местных купцов и лесопромышленников. С каждым годом росло число желающих обосноваться при станции. И 23 июня 1901 г. сельский сход Шихранского общества Сиделевской волости Цивильского уезда Казанской губернии принял решение об образовании нового поселка при станции Шихраны и обратился в Цивильскую земскую управу с просьбой: "Ходатайствовать через Цивильскую земскую управу о разрешении нам образовать новый поселок близ станции Шихраны по обе сторо¬ны линии, на что и составлять план, причем ширина дворовых участков должны быть не менее 12 саженей (1 сажень - 2,13 м, примечание от составителей) и длина тридцати саженей, через каждые шесть дворов переулок.
     В деревне Шихраны в то время насчитывалось 422 души и 212 домохозяев, имеющих право голоса. За данное решение проголосовало149 человек. В административном отношении Шихраны входили в состав Сиделевской волости Цивильского уезда Казанской губернии.
     В 1903 г. в Шихранах начала работать телефонная станция. Правда, ее отдаленность от железнодорожной станции вызывала немало нареканий со стороны торговцев. 14 июня 1908 г. Цивильская уездная управа обратилась в Казанскую губернскую земскую управу с просьбой о переводе телефонной станции с окраины поселка Шихраны ближе к железнодорожному вокзалу: "Уездной земской управе сделано заявление со стороны торговцев при ст. Шихраны о том, что нанятое под земскую телефонную станцию помещение в доме Мамушкина представляет большие неудобства вследствие того, что она находится на самой окраине селения, а не вблизи железнодорожного вокзала, служащего обыкновенно местом собрания и частых сделок местных и приезжих торговцев... Воспользоваться телефоном... не всегда представляется возможным и удобным и в хорошую погоду, а тем более в осеннюю и весеннюю распутицу, а также зимою при снежных заносах ... Вследствие ... пользование телефоном будет доведено до минимума и вместо телефона будут пользоваться телеграфом, так как почтово-телеграфную контору по тем же самым соображениям предполагается перевести ближе к вокзалу, чем она находится теперь. Таким образом, телефонная станция, поставленная в невыгодные условия, не будет в состоянии конкурировать с телеграфом.
     Кроме того при нахождении телефонной станции вблизи вокзала будет представляться полная возможность пользоваться телефоном для проезжающих поездом, так как поезд останавливается в Шихранах на 12 минут, этого времени будет вполне достаточно не только на посылку телеграмм, но и для переговоров". С учетом этого пожелания вскоре телефонная станция, как и телеграф, была открыта вблизи вокзала.
     В 191О г. на станции Шихраны открылся фельдшерский пункт с одним фельдшером. В эти же годы вступил в строй тракт Цивильск Шихазаны - Шихраны, который еще более усилил роль станции Шихраны в развитии торговли в Цивильском уезде. И об этом красноречиво говорят документы тех лет.
     Январь 1911 г. Из сообщения Цивильского уездного исправника Казанскому губернскому правлению по поводу законопроекта о реформе полиции: "Через Цивильский уезд, разрывая его на две почти равные половины, проходит на протяжении 70 верст линия Московско-Казанской железной дороги с двумя станциями - Урмары и Шихраны. Пассажирское движение довольно значительное, так как через эти станции и в особенности Шихраны едут на Казань и в Москву жители Цивильского, Ядринского, Козьмодемьянского и частью Тетюшского, Чебоксарского и Свияжского уездов Казанской губернии. Движение значительно только по закрытии навигации на Волге. Что же касается товарного движения на этих станциях, то через них отправляется на Казань и главным образом на Москву торговцами хлеб, яйца, лесные изделия, битая птица и другие товары: со станции Шихраны до 2870 вагонов в год, стоимость отправляемого товара до 2.366.500 рублей и со станции Урмары до 1030 вагонов в год со стоимостью отправляемого товара до 1.558.000 рублей".
     23 января 1911 г. Из сообщения податного инспектора Цивильского уезда Казанской губернии Цивильскому уездному исправнику: "Торговый оборот за 1909 год по всем предприятиям {торговым и промышленным) был около четырех миллионов рублей. Большая половина этого оборота приходится на долю предприятий по скупке хлеба в зерне, куриных яиц, лесных материалов и домашней птицы. Предприятия эти сосредоточены на ст. Шихраны Московско-Казанской ж.д., пункт этот является единственным торговым центром в уезде".
     А вот отчет Цивильского уездного исправника за 1913 год: "Торговля в Цивильске понижается ежегодно. Раньше он был довольно значительным центром по скупке хлеба, и в город привозился для продажи хлеб не только жителям Цивильского уезда, но и соседних уездов: Чебоксарского, Ядринского и Козьмодемьянского.
     В 1893 году была выстроена Московско-Казанская ж.д., пересекшая центральную часть уезда и оставившая город Цивильск в стороне на 37 верст. Торговля в городе Цивильске тотчас же стала падать и начала сосредотачиваться в поселке, образовавшемся при железнодорожной станции Шихраны.
     С годами этот поселок разрастался и в настоящее время представляет из себя крупный торговый пункт, в котором живут до сорока представителей более или менее крупных фирм, покупающих у жителей Цивильского, Свияжского, Ядринского, отчасти Чебоксарского уездов хлеб, дубовую клепку, доски, брусья, яйца, птицу".
     С ростом товарооборота в Шихранах развивалось кустарное производство, строились мелкие предприятия, рос и сам поселок. В его жизни произошло немало важных событий.
     8 декабря 1901 г., например, состоялось освящение построенного деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. До постройки этой церкви ближайший к станции храм находился в 8 км - в селе Шихазаны, в приход которого входила и станция. Жители Шихран сначала устроили молельню у себя на станции. Из Цивильского женского монастыря была принесена Тихвинская икона Божией Матери. Честный образ был поставлен в здании вокзала, и при нем несли послушание инокини Цивильского монастыря. В этот период в поселке была открыта школа грамоты, переименованная с построением храма в церковно-приходскую. Так продолжалось три года. Местные жители решили выстроить свой храм. Желание было единодушным, однако своих средств не хватало. На помощь пришли крестьяне двух соседних деревень: Малых Бикших и Атищево - Шихраны (ныне Сугайкасы), которые тоже входили в Шихазанский приход. Весомый вклад внес и петербургский купец И.И. Кудрявцев. Вместе с пожертвованиями жителей станции и крестьян составился капитал, достаточный для постройки храма. Был образован строительный комитет, председателем которого избрали священника Шихазанской церкви отца Гавриила Сироткина. Общее руководство делом возложили на благочинного протоиерея Александра Василевского.
     Место для храма было отведено в полукилометре от станции. 27 июня 1901 г. был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось его освящение. Из здания вокзала была торжественно перенесена Тихвинская икона Божией Матери. Храму Святителя Николая зодчий придал стройный вид, благодаря чему при незначительной высоте он выглядел величественно. Построенный на возвышенном месте, он с пятью главами и колокольней был виден более чем за 15 км.
     В 1901 г. при церкви открылась церковно-приходская школа. Другим не менее важным событием в истории Шихран стало открытие в октябре 1911 г. земской начальной школы. Из отчета заведующей Шихранской земской школы М.Ф. Плотниковой в Цивильскую уездную земскую управу от 13 октября 1912 г.: "В двух отделениях Шихранской земской школы на 15 сентября 1912 г. обучалось 90 учащихся (в первом отделении 67, во- втором 113), в т.ч. 63 мальчика и 27 девочек. Из них по национальности: чуваш - 50, русских - 40, по социальному положению: дети крестьян - 84, мещан - 6".
     Школа размещалась в наемном помещении. При ней земли не было. В 1912 с (в здании, которое находилось рядом с кинотеатром "Мир") начались занятия в высшем начальном училище.
     В июле 1913 г. на станцию Шихраны прибыли управляющий Казанским учебным округом Д.П. Погодин и инспектор народных училищ Н.С. Краско по делу об открытии семинарии. 24 июля они присутствовали на общем собрании крестьян деревни Большие Бикшихи Шихазанской волости Цивильского уезда. Председатель уездной земской управы А.И. Абалымов объяснил крестьянам, что "в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых в Казанской губернии предложено открыть одну учительскую семинарию ... "
     Крестьяне, выслушав это и приняв во внимание, что большая часть земли при станции Шихраны Московско- Казанской железной дороги принадлежала им, пришли к выводу, что "поселок при станции Шихраны является наиболее подходящим местом для открытия учительской семинарии", согласились выделить одну десятину земли для семинарии.
     В этот день такой же приговор был принят на сельском сходе Атищево - Шихранского общества. Вопрос об открытии учительской семинарии был обсужден 6 ноября 1913 на Цивильском земском собрании, по докладу управы Цивильское земское собрание в своем постановлении записало: "Признать весьма желательным открытие семинарии" и приняло на себя обязательство обеспечить семинарию зданием "впредь до постройки собственного здания", внося в смету по 600 рублей с 1914 года на "наем квартиры".
     Помещение для семинарии подыскали еще летом 1913 г. Это был дом купца Н.Я. Абалымова. Здание было деревянное, двухэтажное, с мезонином. Предполагалась также постройка собственного здания для семинарии. "Материал почти запасен. Некоторые затруднения испытываются, т.к. весьма много рабочих рук оттянула постройка пути и разного рода сооружений на ж.д. пути линии Арзамас - Шихраны ... По приезде в Казань сочту своим долгом явиться к Вам и представить план здания", - писал председатель Цивильской земской управы А.И. Абалымов Д.П. Погодину.
     13 февраля 1914 г. попечителю Казанского учебного округа был прислан приказ об открытии Шихранской учительской семинарии с 1 июля 1914 г. Но в июле открыть ее не удалось, еще не был сформирован штат работников семинарии.
     15 сентября 1914 г. директором семинарии был назначен М.Ф. Кузнецов (1868-1941 г.г.), работавший до этого инспектором народных училищ Царицынского уезда, имевший большой стаж педагогической и руководящей работы. Он - уроженец Симбирска.
     Приемные экзамены были назначены на 12 ноября. Желающих поступить было 103 человека, экзаменовалось 58. Выдержали испытания и были приняты в семинарию 29 юношей, девушек в то время не принимал и (первые четыре девушки были приняты только в ноябре 1918 г.). Из 29 поступивших - 25 окончили 2 - классные и 4 - высшие начальные школы. Все они были выходцами из чувашских крестьянских семей Цивильского, Ядринского и Чебоксарского уездов.
     Для работы в семинарии были приглашены лучшие преподаватели. Среди них - наставник русского языка И.С. Никурашин, приглашенный из Симбирской чувашской учительской школы. Математику вел В.С. Ивашкевич, физику и естествознание – Л.Л. Ильинский, пение - выпускник Порецкой учительской семинарии Д.М. Мясников. Специальным предметом был закон божий.
     Занятия в семинарии начались 22 ноября 1914 г. А через год семинаристы справили новоселье, переехав в собственное здание.
     В эти годы произошли изменения и на самой станции. В 1913 г. Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги приступило к строительству железнодорожной линии Арзамас- Шихраны, которая по территории Чувашии протянулась более чем на 90 км. На строительные работы нанималось много местных жителей из близлежащих селений. Поставлял шпалы Алатырский лесопильный завод А.С. Кривцова, по госзаказу поставлял шпалы и Милютинский завод "Волго-Каспийского лесопромышленного и торгового акционерного общества". По заявлению владельцев завода поставка шпал была для них убыточной. Каждая шпала обходилась заводу в 75 копеек; казна же платила только 45 копеек. И, чтобы не быть себе в убыток, на стройку поставлялись шпалы из менее твердой древесины.
     Строительство новой железнодорожной линии шло крайне медленно, ибо все строительные работы велись вручную, а тут еще революционные коллизии в стране. Поэтому эта линия в постоянную эксплуатацию была сдана только в начале 1919 года.
     И все же строительство новой линии способствовало превращению Шихраны в узловую станцию. Здесь дополнительно были уложены два приемо-отправочных и несколько тупиковых путей. Было построено небольшое паровозное депо на четыре места, и при нем дом отдыха паровозных и кондукторских бригад. Однако станция оставалась технически крайне плохо развитой, мало чем отличаясь от полустанков. Акционерное общество к постройке намеченной новой станции Шихраны -II так и не приступило, хотя для этого был выделен земельный участок и даны необходимые разрешения, какие требовались от властей.
     Акционерное общество не построило ни одного капитального здания для нужд железнодорожников, даже не пожелало построить новый вокзал. Между тем, на станции особенно остро ощущался недостаток жилья. Большинство железнодорожников проживало в частных неблагоустроенных квартирах, не отвечающих никаким санитарным нормам. Из-за дороговизны платы за частную квартиру железнодорожники проживали очень скученно, иногда по две-три семьи вместе.
     Остро стоял вопрос и по медицинскому обслуживанию населения, которое вынуждено было обращаться в Шихазанскую земскую больницу, лишь в 191О г. при станции Шихраны для железнодорожников был открыт фельдшерский пункт с одним фельдшером.



     1 августа 1914 г. царская Россия вступила в первую мировую войну. Почти все взрослое мужское население было мобилизовано в армию. В годы войны резко поднялись цены на продукты питания и на промышленные товары. Один из местных чиновников, трезво оценивая положение, писал: "Купцы же без зазрения совести набавляют цены и скрывают запасы предметов первой необходимости, а затем по повышенной цене продают их ... У купцов одна цель - нажива".
     Цены на товары массового потребления повысились за время войны в 3-4 раза. Особенно тяжело приходилось наемным рабочим железнодорожникам, получавшим мизерное жалование.
     Неудачи на фронтах, бедственное положение основной массы населения поселка вело к росту недовольствия войной. Этому способствовали и эшелоны с раненными, беженцами, которые проходили через станцию Шихраны.
     В ноябре 1914 г. в Шихранах открылась сапожная мастерская для пошива армейских сапог. В 1914-1915 г.г. юго-западнее Шихран были построены две казармы для проживания рекрутов, где их готовили для отправки в царскую армию.
     Принимались меры и по размещению беженцев. Из письма Шихранского отделения в Цивильский уездный комитет по вопросу размещения беженцев от 11 ноября 1915 г. : "1О ноября с поездом M- 712 прибыла партия беженцев в числе 19 мужчин, 28 женщин и 58 детей. Прибывшие беженцы направлены в Цивильск. На ст. Шихраны задержано 5 больных детей, которые направлены для излечения в Шихранскую железнодорожную больницу".
     2 мая 1916 г. Казанский губернатор издал указание Цивильской уездной земской управе по поводу строительства военных бараков при станции Шихраны: "Начальник Окружного Управления по квартирному довольствию войск Казанского Военного Округа от 26 апреля сего года сообщил мне, что Командующий Войсками Округа приказал при станции Шихраны построить утепленные воинские ба¬раки для размещения десяти тысяч пленных воинских чинов.
     В виду сего предлагаю Уездной Земской управе принять на себя, за счет Военного Ведомства, постройку бараков со всеми при них хозяйственными постройками. Для построек потребуется отвести земельный участок, примерно до 12 десятин, по возможности возвышенной, а также удобно снабженный водой. Работы необходимо выполнить по ценам наивыгоднейшим для казны и не выше справочных современному производству работ и закончить в срок в три четыре месяца".
     22 ноября 1916 г. Из обращения строительного отдела Цивильской уездной земской управы к начальнику окружного управления по квартирному довольствию войск Казанского военного округа об ускорении открытия железнодорожного тупика: "Для перевозки строительных материалов, прибывающих на ст. Шихраны для постройки воинских бараков уложен подъездной к месту расположения бараков железнодорожный путь. Рельсы для него отпущены земству правлением Московско- Казанской железной дороги сроком по l-е декабря с.г.: Укладка пути закончена 20 октября".
     Затем к отведенному месту пригнали несколько сотен пленных австро-венгерской армии, которые начали строить бараки, казармы. Бараки располагались в три ряда, их количество насчитывалось около 120. За короткий срок здесь образовался целый военный городок. Столько домов в то время не было даже на станции Шихраны. Территория солдатского городка была обнесена тремя рядами колючей проволоки. В четырех углах были построены сторожевые вышки, где круглосуточно несли охрану солдаты.
     В то время военный городок занимал часть территории нынешних заводов автоагрегатного и электропогрузчиков, а также территорию бывшего военкомата. Военный городок был разделен на две части: по одной стороне располагались пекарня, баня, кузница, пожарный сарай и общежитие для пожарных, дом для размещения одной роты солдат, несущих охрану, а на другой - казармы. На территории городка был гарнизонный клуб, который внешне напоминал обычный барак.
     Но строительство лагеря военнопленных не было завершено, помешала Октябрьская революция 1917 г. На самой станции Шихраны также усиливались меры по ее охране. Из рапорта Цивильского уездного исправника о строительстве казармы для отряда полицейских при станции Шихраны от 24 сентября 1916 г.: "Устройство казармы для стражников было бы весьма желательно, так как поселок Шихраны быстро разрастается благодаря проведению новой линии "Арзамас- Шихраны", вследствие образования узловой новой станции и строящихся земством казенных бараков для военнопленных, населенность поселка Шихраны удесятерится".
     Война войной, а жизнь в поселке продолжалась. В учительской семинарии шли, как обычно, занятия, преподаватели все больше проявляли заботу о своих воспитанниках. Из отчета Шихранской учительской семинарии за 1914 год попечителю Казанского учебного округа от 1О февраля 1915 года: " ... Все ученики семинарии проживают на квартирах у частных лиц с разрешения педагогического совета семинарии. Квартиры находятся под наблюдением наставников и директора семинарии. В целях воспитательных педагогический совет организует общежитие, которое будет содержаться на средства семинарии ... Всех служащих лиц в семинарии 8, в том числе 1 директор, 1 законоучитель, 4 наставника, 1 преподаватель графических искусств, 1 учитель пения. Директор семинарии - Кузнецов Михаил, окончил курсы Казанского университета по историко-филологическому факультету ...
     Цивильское земское собрание 4 декабря 1914 года учредило 3 стипендии. Каждая стипендия по 150 рублей в год. Означенными стипендиями могут пользоваться дети крестьян Цивильского уезда".
     17 июня 1915 г. председателю Цивильской уездной управы выступил с ходатайством перед министром народного просвещения по поводу открытия при станции Шихраны механико-технического (ремесленного) училища по подготовке мастеров по машиностроительному и железнодорожному делу: "Пунктом открытия намечаются Шихраны потому, что это селение является узловой станцией, лежащей на магистрали, соединяющей Москву с Сибирью и потому Шихраны быстро развиваются. Здесь уже имеются кроме земского училища высшее начальное училище, а в минувшем году открыта учительская семинария. По отношению к своему уезду Шихраны являются почти географическим центром торговли и промышленности. Здесь имеется несколько механических мукомольных мельниц ...
     Кроме того, Шихраны притягивают к себе по хлебной торговли несколько уездов, а именно: Ядринский, Тетюшский, Чебоксарский, Козьмодемьянский уезды Казанской губернии и Буинский уезд Симбирской губернии.
     С проведением же от Шихран на север и на юг, уже спроектированных железнодорожных веток несомненно увеличится район тяготения к Шихранам несколькими новыми уездами. Благодаря торговому значению Шихран к удобству дорожного сообщения для целого ряда окружающих уездов, Шихраны представляют собою естественный учебный пункт".
     Отдел промышленных училищ Министерства народного просвещения отношением от 27 декабря 1916 г. уведомил Цивильскую земскую управу, что в проект сметы Министерства народного просвещения 1917 г. внесено 6300 руб. на содержание учреждаемого с 1 июля 1917 г. при станции Шихраны ремесленного училища с преподаванием слесарно-кузнечного, столярного и Литейного ремесел.
     В 1917 Г., после Февральской революции, по инициативе врача Шихазанской земской больницы С.Л. Казанкина в Шихранах был открыт амбулаторный прием по общим болезням, а в помощь ему из Шихазанской больницы был переведен фельдшер Буинцев.
     26 августа 1917 г. внесены некоторые изменения в работе учительской семинарии, кои приняты на Цивильском чрезвычайном уездном земском собрании в виду того, что в чувашских школах не хватает учителей:
     "1. Директор, преподаватели Шихранской учительской семинарии должны быть из лиц, знающих язык и быть чуваш.
     2. В курс семинарии ввести обязательное изучение чувашского языка, истории, географии, этнографии чуваш".

 

проектирование инженерных систем, вентиляции - мы спроектируем | vertu signature телефон который подлежит ремонту ремонт vertu скачать большой опыт нашего сервисного центра по ремонту телефона vertu ascent

  Rambler's Top100  Яндекс цитирования   Интернет-портал г. 
Ядрин, новости, бесплатная доска объявлений, каталог организаций, афиша
Студия Web-дизайна "Айрон"г. Канаш