Город Канаш и его жители.
Уроки национальной вышивки
Отправить письмо администратору сайта Главная   I   Гостевая   I   Статьи   I   Фотогалерея   I   Доска объявлений   I   Чат
  
Чувашская вышивка
Чувашская вышивка

Чувашская вышивка уходит своими корнями в далекое прошлое. Некоторые исследователи, на основании тщательного анализа орнамента чувашской вышивки, находят в ней аналогии и связь с древнекитайскими пиктографическими изображениями. Подробнее >>>


История города Канаш

Проследите исторические вехи становления города Канаша, узнайте много интересного
Подробнее >>>

Вышивка - вид народного искусства.
Уроки вышивки.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды.
     Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
     Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Ознакомится с образцами Чувашской национальной вышивки, своеобразием и самобытностью можно здесь.

Разнообразие народной вышивки; виды орнаментов

Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия быта, хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений.
     Орнаментальные мотивы в вышивке. Народные вышивки издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.
     Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.
     Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией – воду, а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и луну – источники света – обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба. Женская фигура с поднятыми к верху или опущенными руками символизировала образ матери – земли, связанной с почитанием земли и влаги.
     Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки обозначали плодородие земли; травы, цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли». Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.
     Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «древо жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т. п.
     Многие знаки – узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами и наносили на более видные и открытые места одежды, предметов быта. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий. Со временем первоначальные представления наших предков – древних охотников, рыболовов и землепашцев – о фигурах – символах были утрачены и превратились в декоративные мотивы, украшающие наш быт теми или иными типами узоров, наиболее распространенных в разных районах России.
     Со временем отдельные фигуры в вышивке видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом. Орнаменты в вышивке
     По своим мотивам орнамент может быть:
• геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; (а)
• меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получившей свое название от извилистой реки Меандр; (б)
• растительный или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т. п.; (в)
• животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; (г)
• птичий – составлен из стилизованных фигур птиц; (д)
• человекообразный – с изображением человеческих фигур и полуфигур;
• шрифтовый (вязь), напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.
     Язык каждого орнамента в вышивке тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов и вышивки все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.
     Народные мастерицы создавали узоры вышивки, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
     По расположению и характеру композиции вышивки, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:
     ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);
     сетчатым, при котором вся поверхность заполнена вышитым узором;
     центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
     Названия орнаментов очень часто происходят от наиболее распространенных или наиболее часто повторяющихся элементов, предметами домашнего обихода, местом расположения на одежде. Они имели смысловое значение для вышивальщицы и местные образные названия.
     Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров вышивки состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток.
     Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючочками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами и т.п.
     Распространен в геометрических орнаментах и мотив креста - косого или прямого, равностороннего, с загнутыми концами, с выступами-гребешками. Очень часто встречаются фигуры треугольников, которые могут быть частью ромбического орнамента и самостоятельным узором: соединяются вершинами, накладываются, один на другой и т.п.
     Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрическоro орнамента играют размеры узора и пропорциональные соотношения его частей.
     Стилизованные (упрощенные) изображения растительно-животного мира довольно точно передают характерные черты изображаемого предмета. В народных вышивках мастерицы довольно часто сочетали мотивы цветов и деревьев с фигурами птиц, зверей, человека.
     Композиционные построения узоров в вышивке.
     Столетиями отрабатывались традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части (середине, углах, краях) не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Они состоят из широких и узких, продольных и поперечных, косых и диагональных полос, отдельно разбросанных фигур-раскидок, волнистых и зубчатых краев и т.п.
     Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса и чувства меры вышивальщицы, ее знания традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.
     Цветовые сочетания в вышивке. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит изделий является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.
     Все многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). К хроматическим относятся цвета солнечного спектра: основные - красный, желтый, синий и промежуточные - оранжевый, зеленый, фиолетовый. Промежуточные, или дополнительные, цвета получаются при смешивании двух основных: оранжевый - из красного и желтого, зеленый из синего и желтого, фиолетовый - из красного и синего. Есть также бесцветные, или нейтральные, цвета, то есть такие, которые не имеют ярко выраженных признаков. К ним относятся белый, черный, серый цвета и все их оттенки.
     Хроматические цвета, в свою очередь, делятся на теплые и холодные. К теплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь - желтый, оранжевый, красный, к холодным синий, зеленый, фиолетовый и все их оттенки. Самый теплый цвет - красный, а самый холодный - синий. В зависимости от насыщенности цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетание называется контрастностью.
     Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном - отношением одного цвета к его оттенкам, а также различных цветов друг к другу; насыщенностью или густотой и светлотой или яркостью - степенью освещенности того или другого цвета. Ахроматические цвета определяются только светлотой или относительной близостью данного цвета к белому.
     В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но и промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойны, лучше воспринимаются.
     Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
     В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
     красный - с черным, желтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
     синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
     желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
     зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым; фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7

Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт WWW.CANASH.RU рядом с опубликованым материалом.

Содержание уроков

1. Вышивка - вид народного искусства.

2. Разнообразие народной вышивки; виды орнаментов.
- орнаментальные мотивы в вышивке;
- композиционные построения узоров;
- цветовые сочетания и вышивка.

3. Основа вышивания

4. Простые швы и их варианты.
- шов "вперед иголку";
- шов "за иголку";
- шов "строчка";
- шов "петельный";
- шов "козлик";
- шов "шотландка";
- шов "штопка";
- шов "штопка петлями";

5. Счетные швы.
- набор;
- гладь счетная;
-односторонняя счетная гладь;
- кирпичики;
- гладь разреженная односторонняя;
- звездочки и выколы.

6. Вышивание крестом и полукрестом.
- полукрест или роспись;
- пилочка;
- мудреный;
- косая стежка;
- поддевчатый шов.

7. Свободные швы.

8. Вышивание свободной гладью.

справка в бассейн 200 рублей | купить справку в спортивную секцию | медсправка

  Rambler's Top100  Яндекс цитирования  
Студия Web-дизайна "Айрон"г. Канаш