Город Канаш и его жители.
Уроки национальной вышивки
Отправить письмо администратору сайта Главная   I   Гостевая   I   Статьи   I   Фотогалерея   I   Доска объявлений   I   Чат
  
Чувашская вышивка
Чувашская вышивка

Чувашская вышивка уходит своими корнями в далекое прошлое. Некоторые исследователи, на основании тщательного анализа орнамента чувашской вышивки, находят в ней аналогии и связь с древнекитайскими пиктографическими изображениями. Подробнее >>>


История города Канаш

Проследите исторические вехи становления города Канаша, узнайте много интересного
Подробнее >>>

Вышивание свободной гладью.

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь свободная без настила

Гладь 6ывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная, или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от ка¬чества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды - прямой (рис. 25а,б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 25в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 25г).

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис 26а). На рисунке показано, как заполнить узор гладью вприкреп (рис. 26б).
     Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток - прикрепок (рис. 26в).

Гладь вприкреп

Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 27а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис, 27б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис 27в).
     Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 27г.
     Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера, Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненным синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Верхошов. Гладь восьмерка

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 28а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами. (рис. 28б)

Сетки декоративные

Двусторонняя гладь с настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.
     Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».
     Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки - мулине или шелк.

Белая гладь

Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».
     «Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глади, слева направо. (рис. 29а)
     «Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 29б).
     «Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 29в) и настила (рис. 29г,д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 29е).
     «Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 29ж).
     «Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 29з).
     «Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине. Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину.
     «Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров.
     «Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом.
     Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку. Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.
     Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми.
     Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев. Сетки могут быть глухими и прорезными.
     Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

Гладь прорезная - сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.
     Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один - два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 - 2 мм.
     При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами.
     При вышивании «калачика» контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.
     «Листик», или «челнок» обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.
     В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.
     Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7

Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт WWW.CANASH.RU рядом с опубликованым материалом.


Содержание уроков

1. Вышивка - вид народного искусства.

2. Разнообразие народной вышивки; виды орнаментов.
- орнаментальные мотивы;
- композиционные построения узоров;
- цветовые сочетания.

3. Основа вышивания

4. Простые швы и их варианты.
- шов "вперед иголку";
- шов "за иголку";
- шов "строчка";
- шов "петельный";
- шов "козлик";
- шов "шотландка";
- шов "штопка";
- шов "штопка петлями";

5. Счетные швы.
- набор;
- гладь счетная;
-односторонняя счетная гладь;
- кирпичики;
- гладь разреженная односторонняя;
- звездочки и выколы.

6. Вышивание крестом и полукрестом.
- полукрест или роспись;
- пилочка;
- мудреный;
- косая стежка;
- поддевчатый шов.

7. Свободные швы.

8. Вышивание свободной гладью.

  Rambler's Top100  Яндекс цитирования  
Студия Web-дизайна "Айрон"г. Канаш