Город Канаш и его жители

Чувашское народное изобразительное искусство в прошлом. Вышивка.

Отправить письмо администратору сайта Главная   I   Гостевая   I   Статьи   I   Фотогалерея   I   Доска объявлений   I   Чат
  
Уроки вышивки

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды.
Подробнее >>>


История города Канаш

Проследите исторические вехи становления города Канаша, узнайте много интересного
Подробнее >>>

Карта города Канаш
Карта города Канаш

 

Чувашская национальная вышивка

страница 2

Сходство нагрудной вышивки этих рубах по своей технике и архитектонике с образцами орнаментированных свадебных предметов, например, с наволочками на свадебную подушку также говорит об ее архаичности. Весьма возможно, что эти сохранившиеся в коллекциях музея образцы представляют собой остатки одежды, типичной для древнего населения Чувашии.
    Некоторые детали орнамента, сближающие его с вышивкой дунайских болгар и македонцев, указывают, по-видимому, на этногенетические связи чуваш с древними булгарами.
    Едва ли не самый большой интерес в орнаментации чувашской женской рубахи представляет нагрудная вышивка. Она типична для старинных белых вышитых рубах, бытовавших в середине и конце 19 в. у группы низовых чуваш. Форма вышивки многообразна. В основном это - розетки: ромбовидные, звездообразные, в виде креста и др. По характеру орнамента вышивка также неоднородна. Встречается вышивка с геометрическим, животным и растительным орнаментом. Преобладающими цветами являются: красный (разной тональности), синий, желтый, зеленый, черный. Чаще вышивка многоцветна.
    Вышивка в виде розеток является отличительным признаком рубахи замужней женщины. Розетки как бы подчеркивали зрелость женщины. Это предположение подтверждается образцами нагрудных вышивок с двумя или тремя парами розеток, в которых можно усмотреть стремление усилить плодовитость женщины.Чувашская вышивка середины 18 века
    Нагрудная вышивка женской рубахи носит также название отрезная. Этот термин связан с тем, что вышивка зачастую заготовлялась отдельно, на прямоугольном куске белого холста и только потом вшивалась в нагрудную часть рубахи. Такая структура рубахи (с отрезной верхней частью спереди) среди поволжских народов встречается лишь у чуваш и бесермян (небольшой этнографической группы, живущей в северных районах Удмуртии и в одном районе Кировской области). В свете последних археологических данных о древних булгарских поселениях на реке Чепце, в районе расселения бесермян, эта этнографическая близость чуваш и бесермян является еще одним из подтверждений участия булгар в формировании чувашского народа.
    Нагрудная вышивка замужней женщины в своем развитии претерпела ряд изменений.
    Вышитые розетки с появлением фабричного материала - красного кумача - постепенно заменились разного рода нашивками. Так, на груди рубахи на месте вышивки стала нашиваться ромбовидная фигура из подосок красного кумача. в центре ромба помещалась вышивка стилизованный растительный или животный орнамент. Такой же орнамент повторялся и на верхних нашивках ромба. В тех случаях, когда кумачные нашивки были широкими и в середине ромба оставалось лишь маленькое белое пятнышко, все же в нем, делался миниатюрный узор или, по крайней мере, несколько стежков цветными нитками. Со временем однако вышивка, утратившая свое первоначальное значение естественно, заменилась нашивкой произвольной формы, не имеющей ничего общего со своей исходной розеткой вышивки.
    Чувашская национальная вышивкаПреобладали нашивки красного цвета, но на особых рубахах, которые девушки готовили себе к свадьбе, в некоторых районах (особенно в современном Козловском) они делались черного или темно-коричневого цвета. Такого рода рубаху невеста наде¬вала на свадьбу; она же была и похорон¬ной одеждой. У саратовских чуваш, по свидетельству на груди рубах, приготовленных «на смерть», делались две нашивки из небольших кусочков синего ситца и кумача. Имеются также сведения о том, что в более ранний период (в начале 19 в.) такую рубаху вышивали, употребляя специальный узор, что несомненно указывает на давность этого обычая.
    Подобное употребление свадебной одежды в похоронном обряде имеет место также у дунайских болгар. В коллекциях Государственного музея этнографии хранится одежда болгарской невесты черного цвета, которая являлась для нее и свадебной, и похоронной. Эта аналогия, как и ряд других, приведенных нами выше примеров, может указывать на этногенетические связи чуваш с древними булгарами.
    Расщепление сложного в прошлом орнамента на части и размещение его вместе с разного рода нашивками на груди рубахи хорошо прослеживается на экземплярах из коллекций того же музея. Иногда с разложением нагрудной вышивки меняется и ее местоположение. Встречается нередко перенос узора на подол: части разделенных розеток вышиваются по всему подолу.
    Нагрудная вышивка на девичьих рубахах представляет собой, полоски, расположенные углом в виде треугольника или ромба. Чаще всего она одноцветная. По краям и в середине ромба иногда вышивают довольно сложные геометризованные фигуры. В более поздних образцах (начало 20 в.) вышивка эта стала заменяться нашивками. В процессе изменения она получила черты сходства с теми нашивками, которые делались на рубахе замужней женщины, однако форма их была треугольной.
    У чуваш (верховых), живущих в северо-западных районах республики, к северу и западу от реки Цивиль, вышивка на женских рубахах всегда отсутствовала. Местной особенностью одежды этой группы была чрезвычайно мелкая вышивка геометрического характера, которая шла узенькой полоской по разрезу на груди, заканчиваясь внизу острым углом. Исполнялась она обычно красной, черной, желтой, зеленой шерстью или красной и желтой шелковой, черной и зеленой гарусной нитью. Характер этой вышивки и ее расположение имеет аналогию с вышивкой соседящих с чувашами с севера горных марийцев. Сходство может объясниться взаимовлиянием, происходившим с весьма давнего времени, связанным с расселением обоих народов по территории. Однако это сходство мало отразилось на таком существенном явлении, как, терминология отдельных частей одежды и вышивки. У чуваш она носит самостоятельный характер.

1 * 2 * 3 * 4 * 5

Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт WWW.CANASH.RU рядом с опубликованым материалом.


  Rambler's Top100  Яндекс цитирования  
Студия Web-дизайна "Айрон"г. Канаш