Город Канаш и его жители

Чувашское народное изобразительное искусство в прошлом. Вышивка.

Отправить письмо администратору сайта Главная   I   Гостевая   I   Статьи   I   Фотогалерея   I   Доска объявлений   I   Чат
  
Уроки вышивки

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды.
Подробнее >>>


История города Канаш

Проследите исторические вехи становления города Канаша, узнайте много интересного
Подробнее >>>

Карта города Канаш
Карта города Канаш

 

Чувашская национальная вышивка

страница 3

На тыльной стороне рубах 18 в., несколько ниже лопаток, расположены темно-красные шерстяные и шелковые нашивки сложного геометрического орнамента. Иногда на этом месте вышивалась розетка. Орнамент ее несколько проще по сравнению с вышивками, но он многоцветен и разнообразен по форме.
    В рубахах, датируемых уже 20 в., когда усилился процесс замены вышивки кумачовыми нашивками, наспинная розетка превратилась в ромбовидную фигуру из полосок кумача. Середина ромба и здесь иногда так же заполнялась вышивкой.
    Старинная женская рубаха имеет богатую наплечную и нарукавную вышивку. На рубахах 18 в. она покрывала плечо и проходила по верхней линии вдоль всего рукава, составляя как бы единое композиционное целое. В более поздних образцах наблюдается вышивка двух типов: первая - в виде продольной вышитой полосы, отороченной двумя шерстяными или шелковыми нашивками и вторая - в виде овальной розетки в верхней части рукава. Иногда можно встретить и сочетание обоих типов вместе.
    Наплечная вышивка на женской рубахе верховых чуваш располагалась поперек плеча вдоль шва, соединяющего рукав со станом, была обычно исполнена на узенькой полоске, вернее на цветной шерстяной тесьме (наплечник). При стирке рубахи эта полоска могла спарываться. Орнамент был чрезвычайно мелким, тонким, тщательно выполненным, сама вышивка - полихромной.
    Характеристика орнаментации чувашской женской рубахи была бы неполной, если бы мы не коснулись украшения ее подола. Вышивка по подолу старинной рубахи была обязательной. На рубахах 18 - начала 19 вв. орнамент подола был достаточно развит. Чаще всего он был геометрическим, но встречались так же сильно стилизованные растительные узоры.
    Старинная вышивка по подолу исполнялась многоцветными, главным образом шерстяными нитями. Некоторые из ее образцов, являясь, по-видимому, наиболее архаичными, представляют собой почти полное тождество с вышивкой подола женской рубахи дунайских болгар. Позднее вышивка значительно упростилась. Она представляла собой орнамент, составленный из простых стежков, которые шли по краю шерстяной тесьмы, нашиваемой на подол. В 20 в. В ряде районов Чувашии подол стали украшать ткаными полосами и даже кружевом (домашнего плетения и покупным).
    Орнаментация мужской рубахи, по сравнению с женской, у чуваш была менее развитой. Вышивка шла узкой полоской по вороту и краям разреза на груди, на рукавах - у кисти - и по подолу. Старинные мужские рубахи вышивали шерстью. На рубахах конца 19 - начала 20 вв. отдельные части, например, ворот, делались из кумача. Вышивка по вороту иногда сочеталась с шитьем бисером. Кроме цветных шерстяных ниток домашнего прядения, применялся гарус, шелк, бумага.
    К числу сравнительно поздних элементов женской одежды следует отнести (передник), которое в настоящее время еще бытует повсеместно. Передник, надевавшийся в праздники, обычно украшали вышивкой. Показателем того, что передник явление относительно позднее, может быть его орнамент, зачастую заимствованный от русских. Здесь в узорах встречаются традиционные мотивы русской вышивки - кони, павы и т. п. Однако в более старых передниках вышивка самобытная, чувашская. Вышивали передник крестом, гладью и др. В старых образцах преобладающим являлся геометрический орнамент, в поздних - растительный. Кроме того, на передниках делались нашивки из разноцветных ситцевых и кумачовых полос пли из лент.Пояс - непременная принадлежность женской одежды в прошлом
    Непременной принадлежностью женской одежды в прошлом был пояс. Старинные пояса обычно делали длинными (до трех метров длины). Изготовляли их из шерстяной синей домоткани или из холста. Концы вышивались шерстью или разноцветным шелком. Пояс несколько раз обертывали вокруг талии, а затем по бокам спускали вышитые концы. Орнамент был разнообразным, преобладал геометрический. Делались пояса и более короткие, но тип и способ ношения их были такими же.
    Наряд чувашки дополнялся вышитыми поясными подвесками, которые зафиксированы еще путешественниками 18 в. Так, Паллас писал: «Они так же, как мордвинки, украшают себя пряжками и нагрудниками, да висящими от пояса на стороне пестро вышитыми лоскутьями с бахромою, что у них сар называется. «Сара» носили раньше повсеместно и женщины, и девушки.
    Поясные подвески чувашек в общих чертах представляют собой две парные полоски холста, украшенные вышивкой. К нижнему концу их пришита бахрома темно-синего или красного цвета. При детальном ознакомлении удается установить три типа «сара». В одном случае это две прямоугольные полоски темно-синей шерстяной домоткани, белого холста или кумача, покрытые вышивкой, по всему полю. Второй тип поясных подвесок - две скрученные полосы холста с концами, украшенными вышивкой. В верхней части обе полосы сшиты. «Сара» такого типа носили поверх рубахи, как пояс. Третий тип представляет собой несколько прямоугольных полосок домашнего холста или покупной ткани, которые подвешены к поясу. Количество их обязательно парное. К середине пояса, как бы разделяя «сара», подвешен сложенный углом кусок ткани, орнаментированный также вышивкой. Надевали пояс так, что этот угольник приходился сзади; «сара» же спускались по бокам.

1 * 2 * 3 * 4 * 5

Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт WWW.CANASH.RU рядом с опубликованым материалом.


Как лечить климакс современными методиками.

  Rambler's Top100  Яндекс цитирования  
Студия Web-дизайна "Айрон"г. Канаш