Город Канаш и его жители

Чувашское народное изобразительное искусство в прошлом. Вышивка.

Отправить письмо администратору сайта Главная   I   Гостевая   I   Статьи   I   Фотогалерея   I   Доска объявлений   I   Чат
  
Уроки вышивки

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды.
Подробнее >>>


История города Канаш

Проследите исторические вехи становления города Канаша, узнайте много интересного
Подробнее >>>

Карта города Канаш
Карта города Канаш

 

Чувашская национальная вышивка

страница 4

Кроме этих основных типов, существует значительное количество вариантов поясных подвесок. Орнамент на них также весьма разнообразен. Исполнена вышивка обычно шерстяными и шелковыми нитками. Цветные шелка встречаются даже на образцах, датируемых 18 в. Орнамент распределяется по всему полю «сара». Если «сара» суживается в верхней части, то расположение узора вышивки имеет форму трапеции.
    Часто орнамент бывает расположен ярусами, разделенными узкими полосками вышивки или нашивок. При геометрическом орнаменте встречаются чаще ромб, квадрат, треугольник. Для растительного характерны стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев. Весьма редки изображения животных и человека.
    Нашивки в виде расположенных поперек и по диагонали лент встречаются уже на ранних образцах (18 – начало 19 веков). Они играют роль разделителей отдельных орнаментальных композиций. В позднее время (в начале 20 века) нашивки стали занимать преобладающее место, а в последствии и совсем вытеснили вышивку. С проникновением в деревню фабричных изделий к «сара» чаще стали пришивать пуговицы, позумент, стеклярус, металлические пронизки, а вместо самодельной бахромы – покупную и даже кружева.
    «Сара» был обязательной принадлежностью женской одежды, особенно праздничной и обрядовой. Наряду с ними, представляющими собой парные подвески, у чуваш разных районов бытовала еще однолопастная подвеска, иногда она называлась «ласточкин хвост». Носили ее подвешенной к поясу сзади.
    К числу обязательных предметов одежды замужней чувашки относиться также головной убор «сурпан», который богато украшался вышивкой. У разных территориальных групп населения Чувашии этот головной убор имел свои особенности, как в отношении размеров, так и орнаментации. Способы его ношения были также различными для разных групп чуваш.
    Наиболее длинными и богато орнаментированными были старинные сурпаны низовых чуваш. Сурпаны чуваш промежуточной группы были менее украшенными и более короткими, чем у низовых, но шире и длиннее верховых. Что касается вирьяльских чуваш, то у них сурпан по общему характеру и расположению орнамента имел большее сходство с марийским шарпаном.
    Орнамент на сурпанах наиболее часто встречается геометрический, имеют место также животный и растительный. Последние характерны для старинных образцов.
    Сурпаны украшались не только вышивкой. Иногда концы его завершались узорным тканьем. Такие сурпаны были распространенны в южной части Чувашии, а также в Саратовской и Самарской губерниях. Часто тканые концы сочетались с вышивкой разноцветной шерстью.
    На орнаментику сурпанов не могло не оказать влияния то обстоятельство, что он был носим постоянно, даже в рабочее время, а поэтому особая вышивка позволяла выделить праздничный сурпан, надеваемый в редких случаях. Такие сурпаны, разумеется, имели более сложную орнаментику. Влияли на вышивку и способы ношения сурпана. В тех случаях, когда концы сурпана должны были виднеться, они украшались, в других случаях орнаментированное пространство было незначительным. Что же касается гаммы красок, то следует отметить большую строгость старинных сурпанов и полихромность - поздних. Различные розетки в чувашской вышивке.
    Чуваши верховые и восточной группы в сочетании с сурпаном носили в прошлом «масмак» (начельник). Масмаки были нескольких типов, имеющих своеобразие в орнаментации и размещении узора. Одни из них (у верховых) были узкими; делались они из холщовой ленты, накладывались на темя; обычно вышивались разноцветными нитками (шерстяными и шелковыми) по всему полю; орнамент - мелкий, геометрический в виде ромбов, звезд, крестов, квадратов, розеток и зигзагов, по краю - нашивки. Другую форму представляют старинные масмаки типа налобника, по размеру они более широки. По виду и орнаментации они напоминают башкирские хараусы. Расположение вышивки здеcь трапециевидное.
    В южных районах Чувашии в качестве женского головного убора в прошлом имела распространение «чалма». Она представляла собой косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова. По краям она украшалась вышивкой. В некоторых районах она носилась вместе с сурпаном.
    Обычным головным убором девушки был платок, который позже повсеместно стал переходить к женщине, вытесняя сурпан.
    Если в прошлом чуваши богато орнаментировали вышивкой обыденную одежду, то еще богаче и совершеннее была вышивка праздничной и особенно обрядовой одежды. В этом отношении в первую очередь выделяются одежда и предметы, связанные со свадебным ритуалом.
    В прошлом считали, что хорошая вышивальщица является и хорошей работницей. Потому девочку уже семи - восьмилетнего возраста учили вышивать. Ко времени своего замужества она должна была заготовить приданое, а также подарки жениху и его родне. Основную часть приданого составляли рубахи. В приданом богатой невесты было до ста рубах. Рубахи должны были быть тщательно вышиты, а поэтому предварительно делали заготовки вышивок, отдельных частей рубахи, чтобы из них по мере надобности можно было сшить рубаху в короткий срок.

1 * 2 * 3 * 4 * 5

Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт WWW.CANASH.RU рядом с опубликованым материалом.


  Rambler's Top100  Яндекс цитирования  
Студия Web-дизайна "Айрон"г. Канаш